"…я увидел маленький, радужно отсвечивающий шарик ослепительной яркости. Сперва мне показалось, будто он вращается, потом я понял, что иллюзия движения вызвана заключенными в нем поразительными, умопомрачительными сценами. В диаметре Алеф имел два-три сантиметра, но было в нем все пространство вселенной…"
Борхес. Алеф.
Тем, кто ищет в каждой минуте прямую, практическую пользу, будет трудно.
Режиссёр Алексей Образцов закольцовывает не только движение, но и слово. Одного всегда недостаточно: персонажи множатся, один и тот же диалог повторяется и повторяется. Образцов с актерами будто ходят по саду сходящихся, а не расходящихся, как у Борхеса, тропок и уводят смотрящих на грань усталости/раздражения/нетерпения/непонимания (нужное подчеркнуть).
А в точке схода - завораживающая всех без исключения чёрная дыра, куда прыгают или падают герои спектакля. (Те, кто ещё не запомнили фамилию художника по свету - это Илья Пашнин - после «Алефа» точно запомнят.)
Борхес нужен спектаклю, чтобы с помощью одного из главных рассказов авангардиста-классика, выйти в поход за бесполезным знанием. Которое появляется (если появляется) не как традиционная точка опоры, переворачивающая землю, а как ускользающее от точных определений предчувствие. Так тонкий шелк платья выскальзывает из руки влюбленного и луч света проходит сквозь человеческие силуэты.
А ещё Борхес с его личной историей нужен для того, чтобы экспериментально проверить, что любовь делает с литературой, а литература с театром.
Найдя Алеф, герой пытается разглядеть в нем ушедшую возлюбленную - Беатрис. Направляет этот взгляд реальная история – восьмилетний роман Борхеса и Эстель Канто.*
Вслед за солипсизмом в
OS и фанероном в
LED, Образцов выводит на театральную сцену еще один философский термин: «апория».** Сосредоточившись на том, что не может существовать в заоконной реальности, но существует.
*23-летняя Эстель работала секретаршей и мечтала о карьере писательницы или актрисы. 45-летний Борхес делал официальное предложение, она отвечала контрпредложением - пожить вместе до венчания. Борхес не согласился и остался жить с матерью. По мнению Эстель, физическая близость (которой у них никогда не было) внушала ему страх и отвращение.
**Самый известный пример апории - логически верной, вроде бы, ситуации, которая не может существовать в реальности - история про бегущего Ахиллеса и ползущую черепаху.