А потом выясняется, что вместе с королём — Беранже I — постепенно умирает и вся его страна. Это даже не он её так замучал, он тут вообще ни при чём. Просто всё умирает. Почему? Потому что. Опять-таки, абсурд.
Но объяснение есть. Беранже — не просто король. Беранже принёс людям огонь, Беранже написал «Илиаду» и «Одиссею». Он воздвиг Рим, Нью-Йорк и Москву, собрал первый телефон, расщепил атом. И как вы думаете, кто скрывался под псевдонимом «Шекспир»? Правильно, Беранже. Короче, смерть Беранже — это смерть человечества. И все это понимают.
Он прожил несколько сотен лет. Насколько он вообще человек — вопрос.
На самом деле, никто в пьесе не боится смерти — по крайней мере, смерти земной.
«Король умирает» — о переходе в другое состояние. Наверное, это тёмная сторона Луны — помните, был такой образ у «Pink Floyd». Мир наоборот, параллельная реальность.
И в каком-то смысле этот образ — квинтэссенция абсурдизма. Просто Ионеско в 62-м году поступил более тонко и специально не стал называть то, что невозможно назвать.
Та тёмная сторона Луны, которая, наверное, ждёт Беранже — место, где логика устранена полностью. Недаром градус абсурда тем выше, чем ближе герой к смерти. В такой мир он и отправится: там царит парадокс.
А зачем это нужно Ионеско? Всё просто. Реальность чистого парадокса, по абсурдистам, есть сущностная реальность. Познав её, можно, наверное, наконец-то понять, что такое мир и по каким законам он существует. Вот только чтобы попасть на тёмную сторону Луны, нужно полностью оставить Землю. Поэтому мы и не последуем за Беранже — хотя и проводим его до последнего порога.
А спектакль?! Скажем одно: именно с этими смыслами работает режиссер спектакля «Король умирает» Алексей Слюсарчук.
Приходите 3 апреля в Особняк.Театр в 19:30 и посмотрите сами. Для покупки билетов переходите
по ссылке и применяйте промокод OSOBNJAK (также действителен на другие спектакли театра).