Что такое абсурдизм
И почему он никогда не устареет. Разбираемся на примере пьесы Эжена Ионеско «Король умирает»
Абсурдизм — одна из концепций творческого мировоззрения ХХ века.
Помните, много же таких слов на «-изм»: реализм, романтизм, символизм, модернизм. Учёные их так в шутку и называют — измы. Ну, или эстетические течения. Но сие длинновато, согласитесь.
Конкретно у абсурдизма очень велика связь именно с философией — Кьеркегора, Камю, Шестова.
Всё это возникло как аспект рефлексии относительно Второй Мировой.

При чём тут война

У Теодора Адорно была такая знаменитая фраза: «после Освенцима искусство должно умереть». Художники чувствовали, что человечество перешло какой-то фатальный рубеж.

Как например, философия и искусство Просвещения мгновенно схлопнулись после Французской революции. Все их идеи утонули в крови: оказалось, что никто так и не научился добродетели и мудрости.

Искусство после 1789 г. было уже куда менее оптимистично — как раз потому, что у человечества появился опыт отрубания головы королю и террора.
В ХХ веке — почти та же ситуация. Только совсем другой масштаб бедствия.
Концепция

Рефлексия относительно недавних исторических событий привела к рождению абсурдизма — но изображением ужасов войны он почти не занимался. Рефлексия — в самой концепции.

Абсурд — это отсутствие логической связи. Есть акция и реакция, но они как пазлы из разных коробок — не стыкуются.

Герои ждут человека, хотя знают, что он никогда не придёт. Один говорит другому: «пойдём» — и оба стоят на месте. Есть логика? Что-то не похоже.

Это из пьесы Беккета «В ожидании Годо». Собственно, театр абсурда начался именно с её премьеры. Дело было в маленьком парижском театре «Вавилон», 5 января 1953 г.

В чём идея?

Мир невозможно понять, измеряя всё по линейке причин и следствий. А если уж пытаться что-то понять — то только через парадокс. Иначе говоря, нужно смотреть не на те ситуации, где логика работает, но на те, где её как будто бы нет вовсе.

Вот ждут герои Беккета какого-то Годо. Годо не придёт, а если придёт — это будет конец света. Так чего же они ждут? По логике — непонятно. Но ведь, согласитесь, в жизни такое бывает.
Логики — нет. А объяснение есть. Герои Беккета, например, ждут, потому что это их последняя надежда. Возможно, надежда даже в самом ожидании. Вот и парадокс. И именно такие вещи интересуют абсурдистов.


«Король умирает» (Эжен Ионеско, 1962 г.)

Интриги нет, король умрет, и это понятно с первой сцены.
Более того, вокруг него собрались люди откровенно странные. Во-первых, они ведут себя так, как будто бы близится конец света, которому они не могут и не хотят мешать. Во-вторых, они как-то не торопятся сочувствовать умирающему. Да и сам умирающий не очень похож на человека на пороге смерти. Да и просто на человека.
А потом выясняется, что вместе с королём — Беранже I — постепенно умирает и вся его страна. Это даже не он её так замучал, он тут вообще ни при чём. Просто всё умирает. Почему? Потому что. Опять-таки, абсурд.

Но объяснение есть. Беранже — не просто король. Беранже принёс людям огонь, Беранже написал «Илиаду» и «Одиссею». Он воздвиг Рим, Нью-Йорк и Москву, собрал первый телефон, расщепил атом. И как вы думаете, кто скрывался под псевдонимом «Шекспир»? Правильно, Беранже. Короче, смерть Беранже — это смерть человечества. И все это понимают.

Он прожил несколько сотен лет. Насколько он вообще человек — вопрос.
На самом деле, никто в пьесе не боится смерти — по крайней мере, смерти земной.
«Король умирает» — о переходе в другое состояние. Наверное, это тёмная сторона Луны — помните, был такой образ у «Pink Floyd». Мир наоборот, параллельная реальность.

И в каком-то смысле этот образ — квинтэссенция абсурдизма. Просто Ионеско в 62-м году поступил более тонко и специально не стал называть то, что невозможно назвать.
Та тёмная сторона Луны, которая, наверное, ждёт Беранже — место, где логика устранена полностью. Недаром градус абсурда тем выше, чем ближе герой к смерти. В такой мир он и отправится: там царит парадокс.

А зачем это нужно Ионеско? Всё просто. Реальность чистого парадокса, по абсурдистам, есть сущностная реальность. Познав её, можно, наверное, наконец-то понять, что такое мир и по каким законам он существует. Вот только чтобы попасть на тёмную сторону Луны, нужно полностью оставить Землю. Поэтому мы и не последуем за Беранже — хотя и проводим его до последнего порога.

А спектакль?!

Скажем одно: именно с этими смыслами работает режиссер спектакля «Король умирает» Алексей Слюсарчук.

Приходите 3 апреля в Особняк.Театр в 19:30 и посмотрите сами. Для покупки билетов переходите по ссылке и применяйте промокод OSOBNJAK (также действителен на другие спектакли театра).